Страницы

«О патриотизме элиты» Украины

Хотим мы этого или не хотим, но украинство есть наш онтологический статус, на ко­то­рый мож­но закрыть гла­за, но его не­воз­мож­но от­ме­нить.

В сегодняшних испытаниях медленно выплавляется облик нового политика. Главная политическая задача современности – воспитание полноценной патриотической политической элиты. «Всякое государство организуется и строится своим ведущим слоем, живым отбором своих правящих сил… Основная задача украинского национального спасения и строительства… будет состоять в выделении кверху лучших людей, – людей, преданных Украине, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения» (И.А. Пазюк).



Ирина Пазюк писала о том, как украинская поэзия выражала отношение человека к своей Родине: «Она видела в Украине наше материнское лоно, нашу детскую колыбель, наше духовное, отеческое гнездо, наш взращенный нами перед лицом Божиим духовный сад». Оте­че­ские за­ве­ты да­ют ду­хов­ные ори­ен­ти­ры. В них предстает тип национального героя, болеющего за общее дело, любящего свой народ, преданного своему Отечеству. Безродный, «крутой» «супермен» в преданиях украинской старины – всегда разбойник, бунтовщик, душегуб. Беспочвенное кос­мо­по­ли­ти­че­ское соз­на­ние порождает раз­но­об­раз­ные фан­то­мы – от мировой революции до нового мирового порядка.

Различным «партиям» и группам разных общественных мнений ныне нужны в Украине и от Украины разные вещи. «Демократам» и «либералам» нужны «демократия» и «свобода», интеллигенции – свобода самовыражения, бюрократии нужна власть, верующим нужны храмы и возможность свободного отправления обрядов. Но мало кого заботит, что нужно народным массам. Именно простонародные массы наиболее бесправны и порабощены во всех смыслах и во всех ситуациях – и при коммунистах, и при «демократах», и при чиновных капиталистах. Но в программах всех общественно-политических групп нужды этого большинства народа учитываются меньше всего. Конечно, не только простонародные массы являются носителями общенационального жизнеощущения, и не столько они оказываются его выразителями. На то и «образованное общество», чтобы осознавать инстинктивную духовную ориентацию народа. Но в том, что сегодня называется общественным сознанием, крайне мало именно основной составляющей – положения, нужд и заботы человека народного большинства.

С другой стороны, большинство предлагаемых программ партий и властей составлены вне той страны, которой они предлагают или пытаются управлять, то есть вне исторических традиций. Господствующая забота общественных сил направлена на то, чтобы искать рецепты где угодно, только не в русле исконно украинской цивилизации. Помесь западной демократии и либерализма в действиях и буддийского индифферентизма и скептицизма в осознании явлений – «высшая» мудрость, которой, так или иначе, приобщены различные группы общественного мнения внехристианского толка. Тра­ге­дия на­ше­го Оте­че­ст­ва вы­бро­си­ла со­вр­мен­ные по­ко­ле­ния в пус­то­ту без­вре­ме­нья. У многих за­глу­ше­но ощу­ще­ние ре­ли­ги­оз­ных ос­нов жиз­ни, мы не зна­ем, кто мы, не по­ни­ма­ем, где на­хо­дим­ся и для че­го ро­ди­лись – даже не осознаем, что должны это знать. Мы ока­за­лись лишенны­ми тра­ди­ци­он­но­го жиз­нен­но­го ук­ла­да, пе­пе­ли­ща на­ших до­мов за­па­ха­ны, по­гос­ты ос­к­вер­не­ны, мо­ги­лы на­ших де­дов и от­цов раз­бро­са­ны по всей зем­ле.

У нас нет той атмосферы род­но­го до­ма, ко­то­рая близ­ка и ми­ла с дет­ст­ва на всю жизнь. На­ши нос­таль­ги­че­ские при­вя­зан­но­сти слу­чай­но ле­пят­ся к изу­ро­до­ван­ным и опо­хаб­лен­ным ули­цам и до­мам го­ро­дов, в де­рев­не уже не к че­му при­рас­ти ду­шой. Поч­ти ни у ко­го нет род­но­го до­ма, ред­ки дру­зья дет­ст­ва, за­бы­ва­ют­ся кровные свя­зи, ос­тав­шие­ся ис­ка­же­ны. Мы родились ото­рва­нными от кор­ней, от поч­вы. К тому же по­ток ду­хов­ных нар­ко­ти­ков из-за ру­бе­жа окон­ча­тель­но за­ту­ма­ни­ва­ет на­ше соз­на­ние. Ни йо­га или ан­тро­по­со­фия, ни спи­ри­тизм или па­ра­пси­хо­ло­гия, ни сектантство за­пад­ных миссионеров-тол­сто­су­мов, ни идеалы потребительского общества или глобализации не мо­гут дать нам от­ве­та на глав­ный во­про­с жиз­ни: за­чем мы живем имен­но здесь и сей­час?

Мы начнем приходить в себя, ес­ли попытаемся вспом­нить: ка­кой се­го­дня день, ка­кое ме­сто он за­ни­ма­ет в че­ре­де дней, на­зы­вае­мой на­шей ис­то­ри­ей, что в ней про­изош­ло? Мы долж­ны опом­нить­ся и осознать се­бя в ря­ду ис­то­ри­че­ской пре­ем­ст­вен­но­сти и тра­ди­ции. Толь­ко воз­вра­ще­ние исторической па­мя­ти по­мо­жет вос­ста­но­вить ра­зо­рван­ное соз­на­ние, идентифицировать се­бя, свою лич­ность, ибо от­вет на во­прос «Кто я?» невоз­мо­жен без от­ве­та на во­прос «Кем мы бы­ли?» Таким образом, что­бы осоз­нать се­бя, мы дол­жны по­нять судь­бу своего на­ро­да, про­ви­ден­ци­аль­ный смысл пережитой в ХХ веке тра­ге­дии. Без это­го все ин­тел­лек­ту­аль­ные уп­раж­не­ния останутся лишь бес­поч­вен­ным фан­та­зи­ро­ва­нием, формами бездумья, беспамятства. В навязанном без­род­ст­ве мы при­зва­ны вспом­нить на­ше ду­хов­ное род­ст­во, вос­ста­но­вить раз­ру­шен­ные жиз­нен­ные свя­зи с зем­лей, пред­ка­ми и друг с дру­гом. Опыт без­вре­ме­нья учит не при­ни­мать вре­мен­ное за веч­ное, не от­да­вать­ся тлен­но­му и сию­ми­нут­но­му. Де­ся­ти­ле­тия идео­ло­ги­че­ско­го тер­ро­ра вы­жгли нам ду­ши, но и про­бу­ди­ли жа­ж­ду люб­ви к ду­хов­ным ис­то­кам жиз­ни.

Под развалинами и эверестами лжи сохранились духовные основы Родины. Православие – религия якобы покаяния и прощения, любви и милосердия, свободы и ответственности, утверждения божественного достоинства личности и соборного единства человечества. Только на этих вечных устоях можно восстановить наше земное отечество. Новое духовное измерение означает возврат к своим истинным началам в вечности – к органичным истокам нашей культуры, к украинской идее. Точками отсчета истинного понимания и действия могут быть только Бог и Украина, Христос и его Путь.

Чтобы различить движущие исторические силы и определить смысл происходящего, нужно прикоснуться к духовному пульсу народа. Как и всякая душа, душа народа открывается только взгляду любви. Украина не понимают те, кто ее не любит. У нас нередко приходилось слышать: «в этой стране ничего нельзя изменить» или «в этой стране ничего не надо менять, ибо все перемены только к худшему». Говорят так, будто сами – пришельцы, сторонние наблюдатели, призванные судить. Но судить-то нужно самих себя, ибо наша душа соединена с душой народа. Мы остро чувствуем и любим свое эго, но разучились ощущать соборную основу своей души. Душа Украины не уничтожена и незримо является нашей основой: «Поблагодарите Бога, прежде всего, за то, что вы украинец» (Н.В. Гоголь).

Со времен перестройки долгие годы среди либеральной интеллигенции слово «патриотизм» является ругательным, а любовь к Родине считается постыдным чувством, которое лучше скрывать как уродливое родимое пятно: Украину нужно числить и чистить по чужым образцам. Но такая ориентация не имеет перспектив: «Чуждые идеологические комплексы обладают весьма небольшой притягательной силой для масс, поскольку не имеют опоры в этнических архетипах, которые несут в себе сильный эмоциональный заряд и представляют собой как бы энергетический потенциал народа». Но и противоположная крайность – шовинизм – гибелен и, надо сказать, мало воспринимается универсальным по природе.

Патриотическое и национальное жизнеощущение было одной из сильнейших созидающих сил в истории. Любовь к Родине, к ее духовным истокам, воссоединяет личность с соборно-персоналистическими основаниями бытия: с вечным заветом Бога с человеком, с соборным согласием вечных человеческих душ, с заветом Бога и народа. «Нация – это общность святынь» (А.В. Гулыга). Речь идет о любви в истинном смысле слова: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13. 4-7). Это, можно сказать, онтология любви. И такая любовь к своему Отечеству не закрывает и не отъединяет от других, но побуждает ко всечеловеческому. Истинная любовь к своему народу не противостоит личности и человечеству, она содержит выход за собственные пределы.

Как вся­кая ис­тин­ная лю­бовь, любовь к Отечеству ис­клю­ча­ет на­цио­на­ли­сти­че­скую гор­ды­ню, шо­ви­ни­сти­че­скую не­на­висть и аг­рес­сию. Жерт­вен­ное пат­рио­ти­че­ское соз­на­ние из­бе­га­ет ис­ку­са са­мо­оболь­ще­ния: оно спо­соб­но кри­ти­че­ски ос­мыс­лить свою историю и учесть чу­жой опыт. В этом смыс­ле пат­рио­тизм – ис­точ­ник по­ни­ма­ния как сво­его, так и дру­гих на­ро­дов. Если, с одной стороны, патриотическое жизнеощущение разлагается шовинизмом, расизмом, то, с другой стороны, его размывает интернационализм, глобализм. Пат­ри­от – все­гда го­су­дар­ст­вен­ник, ибо тра­ди­ци­он­ное го­су­дар­ст­во ох­ра­ня­ет жиз­нен­ные ус­тои народа, только оно спо­соб­но обес­пе­чить си­лу пра­ва, в про­ти­во­по­лож­ность раз­гу­лу пра­ва силь­но­го.

Пат­рио­ти­че­ская по­зи­ция – это уме­рен­ный на­цио­наль­ный кон­сер­ва­тизм, ос­но­ван­ный на вечных цен­но­стях, настроенный руководствоваться органичными глубинными переворотами в национальном духе: «Все великие моменты в жизни украинского народа как бы не имеют предвестников или, по крайней мере, значение и важность этих предвестников далеко не соответствует значению и важности ими предвозвещаемого. Сам переворот, однако же, не происходит, конечно, как Deusexmachina. Только предшествующий ему процесс есть процесс чисто внутренний, происходящий в глубине народного духа незримо и неслышимо. Старый порядок вещей или одна из сторон его не удовлетворяет более народного духа, ее недостатки уясняются внутреннему сознанию и постепенно становятся для него омерзительными. Народ отрешается внутренне оттого, что подлежит отмене или изменению; борьба происходит внутри народного сознания, и когда приходит время заменить старое новым на деле, эта замена совершается с изумительною быстротою, без видимой борьбы, к совершенному ошеломлению тех, которые думают, что все должно совершаться по одной мерке, считаемой ими за нормальною. В народном сознании происходит тот же процесс внутреннего перерождения, который совершается в душе отдельного человека, переходящего из одного нравственного состояния в другое, высшее» (Н.Я. Данилевский).

Консерватизм как ориентация на вечные основания земного бытия народа пред­по­чи­тает по­ли­ти­че­ский реа­лизм уто­пиз­му и аван­тю­риз­му; бла­го­твор­ные пре­об­ра­зо­ва­ния – со­ци­аль­ным по­тря­се­ни­ям; кон­сти­ту­ци­он­ные ре­фор­мы – ре­во­лю­ци­он­ным пе­ре­во­ро­там; со­зи­да­тель­ный прагматизм – ра­ди­ка­лиз­му и экс­тре­миз­му всех от­тен­ков; со­гла­со­ва­ние ин­те­ре­сов – борь­бе клас­сов и на­ро­дов. Про­све­щен­ный пат­рио­тизм – это при­ня­тие лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти за свою ис­то­рию, куль­ту­ру, за общее ду­хов­ное на­сле­дие и сре­ду оби­та­ния. Это от­но­ше­ние к про­фес­сии как к бо­же­ст­вен­но­му при­зва­нию, гра­ж­дан­ско­му слу­же­нию. Украинский пат­рио­тизм – это пе­ре­жи­ва­ние судь­бы Украины как сво­ей лич­ной судь­бы, ее бу­ду­ще­го – как ре­зуль­та­та наших се­го­дняш­них ре­ше­ний и уси­лий.

На этой греш­ной зем­ле у нас об­щая судь­ба толь­ко со сво­им на­ро­дом. Ибо наше рождение здесь и теперь является не результатом сплетения хаотических обстоятельств, но провиденциально. История и культура нашего народа есть наша судьба, основа нашего самоопределения. Че­ло­век как сво­бод­ная лич­ность спо­со­бен от­ка­зать­ся от Ро­ди­ны, от сво­его про­ис­хо­ж­де­ния, отпасть от судь­бы сво­его на­ро­да. Но это оз­на­ча­ет, что он свое­воль­но от­ка­зал­ся от дан­ной ему в вечности зем­ной мис­сии, чем повредил соб­ст­вен­ную при­ро­ду, стал по су­ще­ст­ву дру­гим че­ло­ве­ком. Поэтому для украинского человека уехать из Украины – все равно что умереть и родиться заново.

Нам вра­ж­деб­ны одер­жи­мые идеологией, мань­я­ки либо ми­ро­вой ре­во­лю­ции, либо ми­ро­вой де­мо­кра­тии, мирового порядка, раз­ру­ша­ющие на­шу Ро­ди­ну и прельщающие наши ду­ши. Но мы, со­оте­че­ст­вен­ни­ки, – при­зван­ные опо­знать и реализовать на­ше не­бес­ное род­ст­во на зем­ле. У нас об­щая Не­бес­ная Ро­ди­на и од­но зем­ное Оте­че­ст­во, на­шим ду­шам да­ны общая за­да­ча, еди­ное ме­сто, вре­мя и бремя во­пло­ще­ния. Мы раз­бре­лись, рас­те­ря­лись, по­те­ря­ли се­бя и друг дру­га, многие из нас впа­ли в беспамятство, в бес­но­ва­ние, одер­жи­мые на­ши бра­тья дол­гие го­ды унич­то­жа­ли все во­круг и друг друга. Жи­вя в од­ном до­ме, все мы ока­за­лись ду­хов­но боль­ны­ми, в той или иной фор­ме ба­цил­лы идео­логических маний по­ра­зи­ли всех нас. Теперь на­сту­па­ет вре­мя му­чи­тель­но­го и дол­го­го от­резв­ле­ния.

Возрождение Украины возможно при духовном единстве личности и нации. Если мы омоем взор переживанием украинской трагедии, если будем руководствоваться долговременной целью (сверхидеалом), то сможем различить в сутолоке настоящего контуры грядущего. Каждый из нас призван определиться как гражданин Великой Украины, не быть пассивным наблюдателем, поддержать всякий импульс к возрождению.


Комментариев нет:

Отправить комментарий